Студенческий совет ВМК

Канун нового года — подходящее время, чтобы подвести итоги и переосмыслить произошедшие события. Вот и наша газета решила заняться рефлексией, а объектом рассмотрения мы выбрали студенческий совет. Вспомнить историю развития и предположить перспективы такой важной для нашего факультета организации нам помог Никита Муромцев — председатель студенческого совета ВМК четвертого и пятого созывов.

История Студсовета

Недавно мне напомнили, как появился Студенческий совет МГУ. Ещё во времена ВЛКСМ в октябре 1990 года по три представителя от существовавших тогда 18 факультетов собрались вместе и решили создать совет. Но уже через 5 лет они стали называть себя Студенческим союзом МГУ, организовывать мероприятия, представительность ушла, вхождение в состав было по желанию, а о соблюдении каких-то регламентов, положений или уставов и вовсе забыли. В конце концов дошло до того, что данная организация, заявляя, что представляет интересы студентов МГУ (что делает и до сих пор) стала вступать в политические организации и производить другие неприемлемые со стороны студентов действия. За этим последовали митинги, борьба, и, как результат, совет переродился.

Студенческий совет ВМК

Первый состав

Проблема органов студенческого самоуправления в том, что они должны появляться по воле студентов из необходимости бороться за свои права. Но несмотря на то, что студенты вышли бороться, в первый состав по большей части вошли люди, которым просто был интересен статус, либо те, кто уже был активистом на факультете. В нашем случае первый состав был почти целиком сформирован из представителей профкома или их товарищей. Не буду трогать тему объединения «профком ВМК», однако ввиду полного непонимания необходимости Студенческого совета ВМК активистами этого объединения, орган не развивался.

Второй состав

В первый состав я не вошел, потому что выборы проходили два дня во время зачетов, а моих товарищей в университете в эти дни было немного. Во второй состав я прошел с натяжкой, однако сразу заявил о своем желании развивать орган, выбравшись заместителем председателя. Мы ходили на комиссии по студенческим делам, которых тогда было в разы больше. Этим наша деятельность и ограничивалась.

Третий состав

Nikita
Никита Муромцев

Когда подошло время очередных выборов, лидеры совета даже забыли сообщить о необходимости их провести, потому что уже выпускались и им было не до того. В таком состоянии совет достался мне. В середине ноября я осознал, что выборы придётся проводить мне. Выборы на большом факультете всегда боль, но тот год выделился особенно. Проблема собрать 50% курса и сейчас даёт о себе знать, но тогда мы набрали кворум только на двух курсах, а для остальных пришлось подделывать протоколы, иначе бы совет признали. Только сейчас я могу сказать, что это было огромной ошибкой. Выборы показывают студентам, что их мнение важно, а только тот совет будет работать правильно, который был сформирован честно и представляет мнение большинства, а не только заинтересованных студентов. Третий состав состоял либо из случайных ребят, либо из активистов профкома. После некоторых скандалов председателем выбрали КВНщика, который сконцентрировался только на внешней политике, а я ему помогал, так как в составе совета МГУ от нашего факультета два представителя. Мы быстро нашли контакт с разумными ребятами, которые видели проблемы самоуправления, и совместно пытались сменить курс совета МГУ, а также его руководство. Но весь год совет ВМК опять стоял.

Четвертый состав

В 4-ом составе председателем стал я, но по привычке позиционировал совет, как и предшественники, и продолжил заниматься внешней политикой, стараясь протолкнуть правки в положение совета, которыми мы начали заниматься ещё в апреле 2014. На протяжении этого срока я стал задумываться о проблемах факультета и как-то ими заниматься. Параллельно мои отношения с активистами профкома натягивались, а я стал осознавать, что они более ничего полезного не делают, кроме как уже третий год повторяют то, что делали до них. Но на тот я момент был один, поэтому старался искать всех, кому не безразличен факультет не только потому, что они получают поощрения материальной помощью и поездки в разные места, а потому что они здесь учатся и хотят, чтобы это было комфортно и безвозмездно. Я перестал соглашаться, это натянуло мои отношения со всеми ещё сильнее. Параллельно ко мне обращались ребята, которым тоже что-то не нравилось, и мы вместе пытались решать проблемы.

Пятый состав

На следующих выборах я решил во что бы ни стало собрать кворум без подделок. Так появились бюллетени. По мере возможностей мы провели рекламную кампанию, набрали 25 кандидатов, а после подсчёта сформировали новый состав, в котором уже было больше людей, которым не безразличен факультет. Для раскачки мы регулярно проводили летучки, обсуждая самые актуальные проблемы и «что делать». Это вылилось в оelectionsпрос по качеству образования, буккроссинг, контроль распределения материальной помощи и мероприятий. Мы создали информационный ресурс, в котором старались аккумулировать мнения студентов, а также доносить «неудобную» информацию. Конечно, при таком ведении дел мы не смогли пойти на сближение с профкомом. Проблем было масса, и если для них проблемой был я, то для нас это свалка в нашей общей аудитории, необоснованный вывод средств, мероприятия не по ТЗ, пренебрежение мнением студентов и не только. Несмотря на новый состав, который уже не молчал, а предавал гласности проблемы, мы с многим не справлялись. По сути, активных ребят в совете было от 5 до 8 в разные периоды, а проблем было больше, и размер их пугал любого. Вдобавок нам нередко приходилось переключаться на неожиданно возникающие перед нами сторонние задачи, требующие срочного вмешательства.

Итог

Оборачиваясь назад, могу сказать, что сделал всё, что мог на тот момент. Получилось немного развить интерес у студентов к правам, а главное — подтолкнуть их не молчать. Мы смогли зарекомендовать себя перед администрацией не как разгильдяи, а как самостоятельные и ответственные ребята. Да и кандидатов на этих выборах было в два раза больше.

Если выделить конкретные задачи для следующего состава, то они следующие:

  • Сделать распределение материальной помощи открытым и понятным
  • Проработать систему поощрения актива факультета (в т.ч. ПГАС)
  • Обзавестись собственным помещением, вести систематический прием студентов
  • Наработать практику написания технических заданий для мероприятий
  • Проработать систему организации мероприятий и выбора организаторов на факультете
  • Довести до ума проект нового положения и принять его хотя бы на факультете
  • Проводить опросы по образованию ещё два года, выявить недобросовестных преподавателей
  • Попробовать улучшить обучение на факультете
  • Заниматься бытовыми вопросами, в том числе добиться уголка отдыха на факультете и нормального Wi-Fi
  • Сделать удобную систему информирования студентов
  • Наверное, самая важная – научиться взаимодействовать с другими организациями факультета и научить их взаимодействовать друг с другом

За последний год я очень много слышал критики со стороны одного коллектива, который считает, что мы делали то, что мне вздумается. И если до выборов у меня были сомнения в правильности наших действий, то теперь студенты сами показали, что они думают о членах того коллектива, проголосовав против них. Ведь, как я уже сказал, совет должен представлять мнение обучающихся и пресекать то, с чем большинство не согласно.

Это лишь начало пути, и, чтобы развиться до нужного уровня, Совету потребуется держать этот курс не менее 4-х лет. Все это время надо будет следовать принципу представительности, собирать мнения и бороться за справедливость и открытость. Надеюсь, что следующие составы не забудут это с моим уходом, а со временем с факультета уйдут и политические войны.

Никита Муромцев